Федеральное бюджетное учреждение
Дальневосточный региональный центр
судебной экспертизы
Министерства юстиции Российской Федерации

Автотехническая экспертиза

Предметом автотехнической экспертизы, при исследовании конкретной дорожно-транспортной
ситуации, являются фактические данные о состоянии транспортных средств (далее ТС), механизме дорожно-транспортного происшествия (да
лее ДТП), дорожной обстановке на месте происшествия и действиях водителей, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые устанавливает  эксперт-автотехник в соответствии со своими специальными познаниями и материалов уголовного (гражданского) дела.

Судебная автотехническая экспертиза производится экспертами СЭУ Минюста России, обладающими специальными знаниями в области судебной автотехники, прошедшими подготовку по конкретной специальности судебной автотехнической экспертизы, и получившими право самостоятельного производства судебной автотехнической экспертизы.

В настоящее время сотрудниками Центра выполняются следующие виды автотехнических
экспертиз:

1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (экспертная специальность 13.1);

2. Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика) (экспертная специальность 13.3);

3. Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного
ремонта (экспертная специальность 13.4).

 

                                             Объектами исследования являются:

— все виды ТС, участвовавшие в ДТП, их детали, узлы и агрегаты,  а также следы на них;

— место ДТП (дорога, поле, двор и иные места, где осуществляется движение ТС);

— материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.

 

Автотехнической экспертизой решаются следующие основные вопросы:

ü Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1);

ü Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте
ДТП (в темное время суток)? (13.1);

ü Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей
части в месте ДТП? (13.1);

ü На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения
опасности для движения? (13.1);

ü Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения,
полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1);

ü За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1);

ü Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем
торможения в условиях места ДТП? (13.1);

ü Какими требованиями ПДД в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения?  (13.1);

ü Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД?  (13.1);

ü Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на
пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3);

ü Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических
повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3);

ü Какой угол столкновения между ТС в результате ДТП? (13.3);

ü Какова сумма ущерба (восстановительного ремонта), причиненного владельцу ТС в результате ДТП
(ОСАГО, КАСКО)?  (13.4);

ü Какова рыночная стоимость ТС на момент ДТП (на момент  производства экспертизы и т. д.)? (13.4);

ü Определение коэффициента износа деталей ТС? (13.4);

ü Определение ликвидных (годных) остатков ТС после ДТП? (13.4);

ü Определение утраты товарной стоимости ТС? (13.4)

ü Возможна ли дальнейшая эксплуатация ТС с учётом имеющихся повреждений? (13.4).

 

                                                          Постановление (определение)

о назначении автотехнической экспертизы в обязательном порядке должно содержать краткую  фабулу ДТП, а также исходные данные, необходимые для проведения исследования по оставленным вопросам, а именно:

— дорожные условия;

— тип дорожного покрытия (асфальтобетонное, булыжное, гравийное, грунтовое и  т. д.);

— состояние проезжей части (сухая, мокрая, заснеженная, обледенелая);

— наличие или отсутствие дефектов дорожного покрытия (выбоины, ямы и  т. п., с указанием их размеров);

— продольный, поперечный профиль дороги (горизонтальный, спуск или подъем с  указанием величины в градусах, процентах, промилле);

— размеры проезжей части, прилегающих к ней элементов и расстояния до неперемещаемых  объектов (ширина проезжей части, обочин, тротуаров, продольные расстояния до объектов);

— видимость на исследуемом участке дороги, наличие освещения (в темное время суток);

— порядок регулирования движения ТС;

— наличие разметки, островков безопасности, дислокация дорожных знаков;

— установленный порядок движения на данном участке дороги (двустороннее, одностороннее, наличие полосы движения общественного транспорта и  т. п.);

— размеры перекрестка и образующих его улиц (дорог);

— наличие на перекрестке светофорных объектов (их режим работы) или дорожных знаков определяющих порядок проезда перекрестка;

— наличие (отсутствие) дорожных знаков, регламентирующих скоростной режим движения ТС;

следы транспортных средств на проезжей части, их длина, характер,
расположение относительно элементов дороги в продольном и поперечном направлениях;

— при наличии следов торможения, должно быть указано, до каких колес ТС проведен замер, до передних или задних;

— расположение места наезда (столкновения) и других объектов; 

— расстояние от места наезда (столкновения) до указанных на схеме элементов проезжей части;

— при столкновении расстояние от места столкновения до автомобиля (автомобилей), а также расстояние, на которое автомобили переместились относительно друг друга;

— при наезде на пешехода расстояние отброса тела пострадавшего от места наезда до места падения и т. п.;

— характер движения транспортных средств (прямолинейное движение, движение с заносом и разворотом, перемещение с опрокидыванием и т.д.);

— скорость автомобиля до ДТП (в случае отсутствия следов торможения, или отсутствии  возможности определить скорость расчетным путем);

— траектории движения ТС (при отсутствии следов перемещения) до момента столкновения (наезда);

— в случае перекрестного столкновения — значение расстояния, которое преодолел автомобиль, не имеющий преимущества с момента начала движения или возникновения опасности, до места столкновения.

 

                                             сведения о транспортных средствах участвовавших в ДТП

—  марка, модель, ТС, год выпуска, VIN и  т. д.;

— техническое состояние  ТС до и после ДТП, наличие повреждений и их расположение;

— загрузка автомобиля (наличие груза, количество пассажиров);

— наличие антиблокировочной системы тормозов (АBS) и  т. п.

  

                                                  характер движения  пешехода (при наезде)

— направление движения пешехода относительно направления движения ТС (слева направо,
справа налево, под углом, в попутном или встречном направлении; 

— расстояние, которое пешеход преодолел от края проезжей части или с момента
возникновения опасности для движения, до места наезда;

— время движения пешехода до места наезда (по результатам следственного эксперимента)
или темп движения пешехода (медленный шаг, спокойный шаг, быстрый шаг, спокойный
бег, быстрый бег), его возраст и пол.

 

                                                     также при наезде на пешехода

— на каком метре тормозного следа произошел наезд;

— какой частью ТС совершен наезд на пешехода;

— при выходе пешехода из-за объекта, ограничивающего видимость в направлении движения
ТС, расположение данного объекта на проезжей части и его размерные характеристики, боковой интервал между данным объектом и движущимся ТС;

— при выходе пешехода из-за движущегося ТС, направление движения данного ТС (встречное, попутное), скорость его движения, боковой интервал между автомобилями и пешеходом в момент начала или окончания пересечения пешеходом полосы движения этого ТС, или могут быт  представлены сведения о расстоянии, которое преодолел пешеход в поле зрения водителя до наезда (по результатам следственного эксперимента);

— при наезде на лежащего человека необходимо указать, кроме видимости с места водителя, расстояние, на котором водитель мог различить лежащего человека (по результатам следственного эксперимента), а также расстояние от места наезда до ТС.

 

                                                   в случае заноса или опрокидывания ТС

— значение величины радиуса закругления (поворота) проезжей части;

— при отсутствии сведений о радиусе закругления дороги он определяется при наличии замеров  хорды закругления и высоты сегмента:

 

     АВ — длина хорды; СD — высота сегмента; АС = СВ.

Решение вопросов, относящихся к правовой оценке действий участников ДТП, например таких как: «Какие пункты ПДД нарушил водитель?»  или  «Какова степень вины каждого из участников ДТП?» не входит в компетенцию эксперта-автотехника.

При назначении автотехнической экспертизы по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонт» в распоряжение эксперта должны быть предоставлены полные сведения о ТС, указанные в ПТС. Также должны быть предоставлены сведения о повреждениях ТС, отраженные в справке о ДТП, протоколах осмотра ТС, хорошо различимые изображения поврежденного ТС, размещенные на бумажных или электронных носителях.

Для составления более объективного заключения эксперта необходим осмотр ТС, проводимый в соответствии с постановлением (определение) органа назначившего экспертизу.